Главная страница Версия 1.1
О программе  |  Новости  |  FAQ  |  Приобретение  |  Загрузка  |  Генеалогия  |  Династии  |  Библиография
Живописцы, портретисты, художники

Лукас Кранах (Cranach) Старший, настоящая фамилия Мюллер, знаменитый живописец и гравер, род. в Кронахе, в верхней Франконии, в октябре 1472 г. Первоначальное художественное образование он получил у своего отца, каким образом шло его дальнейшее развитие — неизвестно. С 1504 г. жил в Виттенберге, состоя придворным живописцем курфюрста Фридриха Мудрого, который и дал ему прозвище Кранах и возвел его в дворянское достоинство. По поручению курфюрста, в 1509 г., ездил в Нидерланды и написал там портрет молодого принца Карла, впоследствии императора Карла V. Принимал горячее участие в реформационном движении, бичуя в своих картинах и гравюрах злоупотребления папства и распространяя портреты своих друзей, Лютера и Меланхтона. Преемники Фридриха Мудрого, Иоганн Постоянный и Иоганн-Фридрих Великодушный, относились к художнику также с большой благосклонностью. Равным образом, он пользовался доверием и почетом у своих сограждан: в 1519 г. и 1537 г. был избираем в казначеи городского совета, в 1540 г. — в бургомистры. В 1550 г. отправился в Аугсбург к находившемуся там в плену курфюрсту Иоганну-Фридриху и, через два года, вместе с последним, переехал в Веймар, где и умер 16 окт. 1553 г. Произведения Кранаха, относящиеся к раннему периоду его деятельности, простирающемуся до 1520 г., долгое время приписывались Грюневальду (напр. "Отдых св. Семейства на пути в Египет" — у г. Фидлера, в Мюнхене, алтарный образ — в церкви св. Марии в Торгау, а также некоторые образа в других церквах и картины в разных немецких музеях). В них видна зависимость художника от франконской школы: композиция более обдумана и величественна, чем в последующих его работах; исполнение более свободно и окончательно, колорит более тепел и золотист. Произведения Кранаха, относящиеся к 1520-1530 гг., имеют переходный характер. Позднейшая манера мастера, которая наиболее известна нам как по его собственным произведениям, так и по работам его учеников и подражателей, отличается уверенностью несколько сухого и угловатого рисунка и рутинностью композиции; его мужские типы иногда полны благородства, но порою приближаются к карикатуре; женские же типы, с их узкими тальями, четырехугольными головами и косыми глазами, далеко не подходят под понятие греческой или итальянской красоты. Не вполне удовлетворительны в его картинах и воздушная перспектива, и несмелый прием прилизанного наложения красок. Но эти недостатки искупаются понятностью его сочинения и привлекательностью наивно-поэтического понимания природы. Лучше всего удавались ему изображения с небольшим числом фигур. Портреты К., по своей простоте и наивной непосредственности, занимают первое место. Из религиозных картин Кранаха, сверх вышеисчисленных, наиболее достойны внимания: "Богоматерь" (в церкви св. Иакова, в Иннсбруке); "Богоматерь с виноградной лозой" (в мюнхенской пинакот.); "Белая Мадонна" (в кенигсбергском соборе); "Богоматерь под яблоней" и "Богоматерь в винограднике" (обе в Эрмитаже, № 459 и 460), несколько изображений Адама и Евы под древом познания добра и зла (в Берлине, Дрездене, Флоренции и др. местах), истории Юдифи (в Готе, Вене, Дрездене и т. д.), "Блудница перед Христом" (в Мюнхене, Нюрнберге, Касселе и Пеште) и др. Некоторые композиции Кранаха имеют культурно-историческое значение, так как исполнены в духе протестантства. Из мифологических произведений Кранаха "Венера с Амуром", "Амур с пчелами" и "Геркулес с прялкой", писанные им самим, или только вышедшие из его мастерской, повторяются во многих экземплярах. Он писал также жанровые картины и охотничьи сцены. Портреты работы Кранаха, большого и малого размера, распространены во многих коллекциях. Таковы, напр., портреты курфюрстов, Лютера, его жены, Меланхтона, кардинала Альбрехта Бранденбургского (в Эрмитаже, 462) и "Сибиллы, курфюрстины Саксонской" (там же, № 464). Очень немногочисленные гравюры К. на меди (например портреты курфюрстов и Лютера и св. Иоанн Златоуст) свидетельствуют об его непривычности к работам подобного рода. Напротив того, многочисленны гравюры на дереве, исполненные в его мастерской. Кранах в свое время имел большое влияние на живописные школы средней и северной Германии.

Георг Пенц (Pencz или Pens, 1500-1550) — немецкий живописец и гравер, учился сперва у Альбрехта Дюрера, в 1524 г. переселился в Италию, где примкнул к школе Рафаэля и занимался гравированием под руководством Марка-Антония Раимонди. На родину Пенц возвратился в 1528 г. Написанные им картины исторического, аллегорического и жанрового содержания, а также портреты отличаются хорошим рисунком и теплым, ясным колоритом; вместе с тем эти произведения хотя и носят на себе характерные черты направления Рафаэлевской школы, однако не представляют собой слепых подражаний работам великого урбинского мастера. Из них достойны быть упомянутыми: "Амур и Венера" (в мюнхенской Пинакотеке), "Св. Иероним" (в Нюрнберге), "Распятие" (в венской галерее) и значительное число портретов в Вене, Берлине, Брауншвейге и др. городах. Гравюры Пенца, число которых простирается до 126, совмещают в себе красоту форм с силой и изяществом резца; таковы, между прочим, "Взятие Карфагена" с Дж. Романо, "Любовь", "Милосердие", "Слава", "История Товия" и портрет курфюрста Иоганна-Фридриха Великодушного.

Мартин Ван Мейтенс Младший (1695-1770). Портретист, миниатюрист. Писал картины на религиозные и мифологические сюжеты. С 1731 придворный художник в Вене. С 1759 г. ректор Венской академии художеств.

Георг-Христоф Грот (Grooth) (Маленький Гроот) (1716-1749). Портретист, сын и, вероятно, ученик штутгартского придворного живописца Иоганна-Христофа Грота, в 1741 г. прибыл по приглашению генерала Левендаля в Ревель, через два года перебрался в СПб., сделался живописцем высочайшего двора и, оставшись здесь до конца своей жизни, писал портреты особ императорской фамилии и русской знати. Был небольшого роста и горбат, вследствие чего получил, в отличие от своего брата, прозвище: "маленький Грот". Портреты его работы, нередко встречающиеся в СПб., отличаются добросовестностью исполнения и очевидным сходством. Таковы, напр., портреты императрицы Елизаветы Петровны и вел. князя Павла Петровича вместе с вел. княгиней Екатериной Алексеевной, находящиеся в Эрмитаже.

Антуан Пэн (1683-1757). Портретист, выполнял монументально-декоративные работы, писал картины на исторические и религиозные темы. Придворный живописец прусского короля. С 1720 г. – член Парижской академии. Директор Берлинской академии.

Ангелика-Мария-Анна-Екатерина Кауфман (Kauffmann) — живописица, пользовавшаяся знаменитостью в конце прошлого и начале текущего столетия, род. в Хуре (в Швейцарии), в 1741 г., была ученицей своего отца, посредственного живописца И. И. Кауфмана († 1782 г.) и еще в молодых летах выказала большое дарование, работая в разных городах Италии (между прочим, в Риме, где был ею нарисован и награвирован портрет Винкельмана). С 1765 г. – член академии св. Луки в Риме. Приехав в 1765 г. в Лондон, приобрела благорасположение королевского двора и уважение среди аристократов и написала там значительное число картин и портретов, за которые в 1768 г. новоучрежденная Лондонская королевская акад. худож. приняла ее в свои члены. Около этого времени она вступила в брак с негодяем-камердинером, выдавшим себя за шведск. графа Горна и подставленным ей в женихи мщением отвергнутого ею обожателя-лорда; но лишь только обман открылся, этот несчастный брак был расторгнут, что, однако, стоило художнице 300 ф. ст. и поколебало ее положение в лондонском обществе. В 1780 г. она возвратилась в Италию, где нашла себе повсюду блестящий прием, вышла замуж за живописца Антонио Цукки и постоянно вращалась в кругу художников и ученых. С 1781 г. – член Венецианской академии. Ум. в Риме в 1807 г. Картины К., для которых сюжеты доставляли ей история, св. Писание и произведения изящной словесности, сочинены очень недурно и приятны по краскам, но слабы по рисунку и вялы или натянуты в отношении экспрессии. Значительно превосходят их достоинством ее портреты, особенно женские, которым она со свойственною ее полу тонкостью чувства умела придавать оживленность и грацию. Из картин К. главные: "Возвращение Германика из сражения в Тевтобургском лесу" (в Венск. музее), "Прах юноши-Палласа на смертном одре" (там же) и "Беседа Христа с самарянкою" (в Дрезденск. галерее). В музее СПб. акад. худож. находятся три энкаустические работы К.: "Фетида погружает Ахиллеса в воды Стикса", "Гораций увешивает цветами бюст Мецената" и "Посланцы Готфрида Бульонского увещевают Ринальдо покинуть сад Армиды" (из "Освобожденного Иерусалима" Т. Тассо); в Эрмитаже — три ее картины, изображающие "Прощание Абеляра с Элоизою" и две сцены из "Сентиментального путешествия" Стерна.

Фридрих-Генрих Фюгер (1751-1818). Писал портреты, а также картины и фрески (в Неаполе) на темы античной мифологии и истории. Крупный миниатюрист. С 1795 г. – ректор Венской академии. С 1806 г. – директор Венской картинной галереи.

Людвиг Гуттенбрунн (1750-1816). Портретист, писал также картины на темы из античной и мифологии и истории. Живя в Риме в 1787 г. выполнял заказы Екатерины II для Царскосельского дворца. В 1795 г. приехал в Россию и в 1800 получил звание академика.

Иозеф Крейцингер (1757-1829). Портретист. В 1793 г. приезжал работать в Петербург.

Иоганн-Батист Лампи (Lampi) Старший (1751-1830). Первоначальное художественное образование получил под руководством своего отца, Матиаса Лампи, потом совершенствовался у Кенига и Унтербергера в Зальцбурге, у Лоренци в Вероне. Уже в это время писал плафоны, напрестольные образа для церквей, исторические картины и портреты, развивая свое дарование усердным трудом. Успехи его были столь быстры, что веронская академия художеств избрала его в свои члены, когда ему едва исполнилось 25 лет. В 1783 г. Лампи прибыл в Вену, где вскоре сделался любимым портретистом двора и знати, и исполнил, между прочим, большой портрет имп. Иосифа II (находится в венской акад. художеств) и два превосходных портрета семейства гр. Потоцких. В 1786 г. назначен профессором и членом совета венской академии. На следующий год, по приглашению короля Станислава-Августа, отправился в Варшаву. Здесь были исполнены им портреты этого государя и многих лиц из польской и литовской аристократии. Кн. Потемкин, находившийся тогда в Молдавии, пригласил художника, в Яссы, где он написал портреты Безбородко, княгини Голицыной (племянницы Потемкина, рожденной Энгельгардт), самого Потемкина и правителя его канцелярии Попова. Через последнего имп. Екатерина II пригласила его в СПб. Первым его произведением здесь был портрет великой монархини в натуральную величину и во весь рост. Кроме единовременного вознаграждения в 12000 руб., Л. получил за него от императрицы ежегодное содержание в 7000 руб. и 400 дукатов, в возмещение расходов по приезду в Петербург и обратному пути в Вену. В России Лампи провел шесть лет (1792-98), пользуясь благоволением Екатерины и ее преемника на престоле, портретировал всех особ царской фамилии и многих русских сановников и придворных (кн. П. А. Зубова, гр. А. И. Мусина-Пушкина, А. Б. Куракина, И. Л. Лазарева, гр. П. В. Завадовского, Н. Б. Юсупова, гр. Самойлова, П. И. Мелиссино, К. Я. Бюлера и др.) и оказал значительное влияние на некоторых из русских художников, в особенности на Д. Левицкого и В. Боровиковского. В 1794 г. наша ак. худ. признала его своим почетн. вольным общником. Возвратившись в Вену, он продолжал неустанно работать, был возведен, вместе с нисходящим потомством, в дворянское достоинство и получил диплом на звание почетного гражданина города. В 1822 г. удалился от дел, но все еще не расставался с кистью, помогая в работах своему старшему сыну. Умение эффектно поставить натуру и прикрасить ее, без ущерба для сходства с действительностью, приятный, гармоничный, хотя и несколько условный колорит, свободный прием письма, особенно искусный в воспроизведении драпировок и прочих околичностей — составляют достоинства портретных работ этого художника, который, вообще, может считаться одним из лучших мастеров среди портретистов своего времени. Как на образцы его живописи можно указать на портреты Екатерины II (в Зимнем дворце и в Горном институте), императрицы Марии Федоровны (в Павловске, во дворце), вел. кн. Александра и Константина Павловичей (в Романовской галерее Эрмитажа), вел. кн. Марии Павловны, вел. кн. Ольги Павловны (в Гатчинском дворце), гр. А. И. Мусина-Пушкина (в музее академии художеств) и на некоторые, находящиеся в частном владении в СПб. и Москве.

Иосиф Грасси (1757-1838). Портретист, мастер портретной миниатюры. С 1790 г. – придворный живописец польского короля Станислава. С 1800 г. – профессор Дрезденской академии.

Рокотов Федор Степанович — один из лучших русских портретистов, род. в 1732 году, умер 12 декабря 1808 г. Получив художественное образование под руководством Л.-Ж. Ле-Лоррена и графа П. де Ротари, работал в манере этого последнего, но больше него вникал в натуру и был старателен в исполнении. В 1760 г. принят в учрежденную в 1757 г. спб. академию художеств. За представленный академии портрет императора Петра III (ныне находится в Нижегородском музее) он был назначен адъюнктом в 1762 г. Пользовался уже известностью в петербургском высшем обществе, когда вступила на престол Екатерина II. Она поручила ему в 1763 г. написать ее портрет, для которого давала ему сеансы в Петергофе: портрет этот, изображающий императрицу в зеленом платье поколенно, в профиль, среди красивой архитектурной обстановки, был подарен графу Г. Орлову и в настоящее время находится в Музее-заповеднике «Павловск». Повторение этого портрета в голубом платье находится в Третьяковке. Другой портрет великой монархини, поясной, был написан Р. также с натуры (не ранее 1769 г.). Екатерина изображена на нем с Георгиевской лентой, по которой и установлена дата написания. Императрица осталась очень довольна им, находя, что он — "из самых похожих". Он был пожалован ею академии наук. Существует множество повторений этого портрета, как точных, так и с незначительными изменениями в аксессуарах; большинство их приписывается самому Р. Они находятся в ГРМ, Кусково и других музеях. Кроме этих двух изображений Екатерины, из-под кисти талантливого живописца вышел портрет цесаревича Павла Петровича в красном кафтане 1761 года (сейчас находится в ГРМ). Портрет великого князя Петра Федоровича (будущего Петра III), изображенный в красном голштинском мундире, написан не позднее 1758 г. Правда, авторство Рокотова вызывает сомнения. ГРМ вывел его из списка произведений этого портретиста. Третьяковка, в которой сейчас находится портрет из Оружейной палаты, еще настаивает на авторстве Федора Степановича. Однако есть сведения, что этот портрет первоначально написан графом П.Ротари, который приехал в Петербург в 1756 г. Возможно, что Рокотов его копировал. Третий портрет Петра Федоровича с датой 1758 г. копировал К.И.Головачевский. Н.Н.Врангель считал, что этот портрет П.Ф. скопирован с Рокотова. В настоящее время он находится в Музее-заповеднике «Павловск». Кроме этого Рокотовым написано немало портретов выдающихся людей екатерининской эпохи, в том числе графа Г. Орлова, А. А. и Б. А. Куракиных, А. И. Бибикова, П. Г. Демидова и др.

Томас Гейнсборо (1727-1788).

Иоганн-Генрих-Вильгельм Тишбейн (Tischbein) (1751-1829). Живописец и гравер, ученик своего дяди Иоганна-Якоба Тишбейна (1724-1791) и Иоганна-Генриха Тишбейна Старшего. Первые две трети его жизни прошли в переездах с места на место. Вначале он работал в Гамбурге и Бремене, потом путешествовал по Голландии, провел несколько лет в Касселе, посетил Ганновер, Берлин, Готу, Веймар и Лейпциг, возвратился в Кассель, в 1779 г. отправился оттуда в Италию пенсионером гессенского ландграфа, провел в этой стране два года, в 1781-1782 гг. трудился в Цюрихе, а затем благодаря содействию Гёте получил возможность попасть вторично в Италию. Из Рима он поехал вместе с Гёте в Неаполь, поселился в этом городе и с 1789 по 1799 г. был директором тамошней Академии художеств. Вспыхнувший народный бунт и занятие Неаполя французами принудили его возвратиться в Германию; он странствовал по разным ее городам, пока наконец в 1808 г. не устроился в Эйтене как придворный живописец Ольденбургского герцога. Тишбейн занимался сперва ландшафтной живописью, а потом портретною и историческою; кроме того, много гравировал крепкою водкою и сухою иглою. Он долго пользовался громкою известностью как весьма искусный и образованный художник, отличный колорист, стремившийся к обновлению немецкой живописи в духе национальности и вместе с тем классицизма. Этой известности, главным образом, способствовали его близость с тогдашними представителями немецкой литературы и науки и отчасти произведения его собственного пера. Из его картин заслуживают внимания в особенности: "Портрет воина с мальчиком — сыном", "Конрадин Швабский, приговоренный к смерти, играет в шахматы с Фердинандом Австрийским" и "Вид в Альбанских горах" (все три в Готском муз.), "Вступление ген. Беннинксена в Гамбург, в 1814 г." (в Гамбургской гал.), портрет Гёте (во Франкфуртской гал.) и собственный портрет художника (в Ганноверск. муз.). Гравюр Тишбейна насчитывается 147; из них 81 изданы в виде сборника под заглавием "Homer nach Antiken gezeichnet", с текстом Гейне и Шорна (Геттинг. и Штутгарт, 1821-1823); сверх того, им изданы в гравюре "Tetes de differents animaux, dessinees d'apres nature" (Неаполь, 1796), "Sir William Hamilton's collection of engravings from antique vases" (Неаполь, 1791), собственная биография (Бремен, 1822) и несколько эстетических и беллетрических сочинений. Сведения о всем семействе Тишбейн можно найти у Э. Мишеля: "Les Tischbein" (Лион, 1881).

Иоганн-Фридрих-Август Тишбейн (1750-1812). Портретист, родной брат предыдущего, ученик своих двоюродного брата Иоганна-Генриха-Вильгельма Тишбейна и дяди Иоганна-Генриха Тишбейн а Старшего, совершенствовался в Италии и Париже, посетил Вену, работал при кассельском и вальдекском дворах, в Гаге, в Дессау в 1795-1799 гг. и, наконец, в Лейпциге, где с 1800 г. был директором и профессором Академии художеств. Приехав в 1806 г. в СПб. для получения наследства после своего брата, пробыл здесь довольно долго и написал несколько портретов, между прочим вел. княгини Екатерины Павловны, Авг. фон Коцебу и китайского медика Тшуйтана-Ламы. Из произведений его должно также упомянуть о девяти пастельных изображениях принцев и принцесс Оранского дома (в Амстердамском муз.) и о писанных масляными красками портретах супруги Вильгельма V Оранского (в Ганноверск. муз.), вел. кн. Марии Павловны (в Веймарском дворце), прусской принцессы Фридерики (в Гагской гал.), Шиллера (в Лейпц. муз.) и девушки, играющей на лютне (в Берлинской национ. гал.).

Рейтинг сайтов YandeG
Rambler's Top100
контекстная реклама Рейтинг сайтов Наука / Образование
Copyright 2003-2016 Константин Горьковой & Сергей Строчкин. Все права защищены. Почта: info@rodoslovia.ru