Александра Петровна Озерова являлась дочерью помещика Нижнеломовского уезда Пензенской губернии. В конце 1771 года или в начале 1772 года 18-летняя Александра вышла замуж за Николая Еремеевича Струйского, став его второй женой. Вскоре после свадьбы ее супруг заказал парные портреты (свой и своей молодой жены) Ф.С. Рокотову, с которым он был дружен. Эти портреты стали настоящей жемчужиной в творческом наследии великого русского художника. Особенно поражает своей величавостью и грациозностью портрет А.П. Струйской, о которой так ярко и проникновенно позднее в стихотворении «Портрет» (1953 г.) написал поэт Н.А. Заболоцкий:
Ты помнишь, как из тьмы былого, Едва закутана в атлас, С портрета Рокотова снова Смотрела Струйская на нас.
Ее глаза - как два тумана, Полуулыбка, полуплач, Ее глаза - как два обмана, Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок, Полувосторг, полуиспуг, Безумной нежности припадок, Предвосхищенье смертных мук.
Когда потемки наступают И приближается гроза, Со дна души моей мерцают Ее прекрасные глаза.
О Струйской восторженно писал поэт И.М.Долгоруков: "…Мало женщин знаю таких, о коих обязан я… говорить с таким чувством усердия и признательности, как о ней".
В этом втором браке супруги имели 18 детей, но лишь восемь из них смогли дожить до совершеннолетия.
Рокотов Федор Степанович — один из лучших русских портретистов, род. в 1732 году, умер 12 декабря 1808 г. Получив художественное образование под руководством Л.-Ж. Ле-Лоррена и графа П. де Ротари, работал в манере этого последнего, но больше него вникал в натуру и был старателен в исполнении. В 1760 г. принят в учрежденную в 1757 г. спб. академию художеств. За представленный академии портрет императора Петра III (ныне находится в Нижегородском музее) он был назначен адъюнктом в 1762 г. Пользовался уже известностью в петербургском высшем обществе, когда вступила на престол Екатерина II. Она поручила ему в 1763 г. написать ее портрет, для которого давала ему сеансы в Петергофе: портрет этот, изображающий императрицу в зеленом платье поколенно, в профиль, среди красивой архитектурной обстановки, был подарен графу Г. Орлову и в настоящее время находится в Музее-заповеднике «Павловск». Повторение этого портрета в голубом платье находится в Третьяковке. Другой портрет великой монархини, поясной, был написан Р. также с натуры (не ранее 1769 г.). Екатерина изображена на нем с Георгиевской лентой, по которой и установлена дата написания. Императрица осталась очень довольна им, находя, что он — "из самых похожих". Он был пожалован ею академии наук. Существует множество повторений этого портрета, как точных, так и с незначительными изменениями в аксессуарах; большинство их приписывается самому Р. Они находятся в ГРМ, Кусково и других музеях. Кроме этих двух изображений Екатерины, из-под кисти талантливого живописца вышел портрет цесаревича Павла Петровича в красном кафтане 1761 года (сейчас находится в ГРМ). Портрет великого князя Петра Федоровича (будущего Петра III), изображенный в красном голштинском мундире, написан не позднее 1758 г. Правда, авторство Рокотова вызывает сомнения. ГРМ вывел его из списка произведений этого портретиста. Третьяковка, в которой сейчас находится портрет из Оружейной палаты, еще настаивает на авторстве Федора Степановича. Однако есть сведения, что этот портрет первоначально написан графом П.Ротари, который приехал в Петербург в 1756 г. Возможно, что Рокотов его копировал. Третий портрет Петра Федоровича с датой 1758 г. копировал К.И.Головачевский. Н.Н.Врангель считал, что этот портрет П.Ф. скопирован с Рокотова. В настоящее время он находится в Музее-заповеднике «Павловск». Кроме этого Рокотовым написано немало портретов выдающихся людей екатерининской эпохи, в том числе графа Г. Орлова, А. А. и Б. А. Куракиных, А. И. Бибикова, П. Г. Демидова и др.