Портрет Анны Степановны Протасовой (1745-1826). Фрейлина Екатерины II, родственница графов Орловых. Изображена с дочерьми своего брата Петра Степановича Протасова (будущими гр. Ростопчиной, Александрой кн. Голицыной, гр. Толстой, кн. Васильчиковой, гр. Протасовой).
Ангелика-Мария-Анна-Екатерина Кауфман (Kauffmann) — живописица, пользовавшаяся знаменитостью в конце прошлого и начале текущего столетия, род. в Хуре (в Швейцарии), в 1741 г., была ученицей своего отца, посредственного живописца И. И. Кауфмана († 1782 г.) и еще в молодых летах выказала большое дарование, работая в разных городах Италии (между прочим, в Риме, где был ею нарисован и награвирован портрет Винкельмана). С 1765 г. – член академии св. Луки в Риме. Приехав в 1765 г. в Лондон, приобрела благорасположение королевского двора и уважение среди аристократов и написала там значительное число картин и портретов, за которые в 1768 г. новоучрежденная Лондонская королевская акад. худож. приняла ее в свои члены. Около этого времени она вступила в брак с негодяем-камердинером, выдавшим себя за шведск. графа Горна и подставленным ей в женихи мщением отвергнутого ею обожателя-лорда; но лишь только обман открылся, этот несчастный брак был расторгнут, что, однако, стоило художнице 300 ф. ст. и поколебало ее положение в лондонском обществе. В 1780 г. она возвратилась в Италию, где нашла себе повсюду блестящий прием, вышла замуж за живописца Антонио Цукки и постоянно вращалась в кругу художников и ученых. С 1781 г. – член Венецианской академии. Ум. в Риме в 1807 г. Картины К., для которых сюжеты доставляли ей история, св. Писание и произведения изящной словесности, сочинены очень недурно и приятны по краскам, но слабы по рисунку и вялы или натянуты в отношении экспрессии. Значительно превосходят их достоинством ее портреты, особенно женские, которым она со свойственною ее полу тонкостью чувства умела придавать оживленность и грацию. Из картин К. главные: "Возвращение Германика из сражения в Тевтобургском лесу" (в Венск. музее), "Прах юноши-Палласа на смертном одре" (там же) и "Беседа Христа с самарянкою" (в Дрезденск. галерее). В музее СПб. акад. худож. находятся три энкаустические работы К.: "Фетида погружает Ахиллеса в воды Стикса", "Гораций увешивает цветами бюст Мецената" и "Посланцы Готфрида Бульонского увещевают Ринальдо покинуть сад Армиды" (из "Освобожденного Иерусалима" Т. Тассо); в Эрмитаже — три ее картины, изображающие "Прощание Абеляра с Элоизою" и две сцены из "Сентиментального путешествия" Стерна.