Краткая информация о некоторых известных фамилиях и династиях Европы:

Галицкие (Галич Южный)

Князья Бабичевы (Галич (Гал. Юж.)). По польским сказаниям это ветвь мономаховичей, угасшая 1815 г. Родоначальником ее был князь Иван Семенович Друцкий, прозванием Баба (в ХV в.), присланный, будто бы, с вспомогательной дружиной к вел. кн. московскому Василию Дмитриевичу тестем его, вел. кн. литовским Витовтом, и оставшийся в России. Мы находим князя Ив. Бабу в числе воевод Василия Темного, во время борьбы его с Шемякой. Сын этого воеводы кн. Семен пал в бою под Перевидском (1455 г.), не оставив потомства. Его братья - продолжатели рода Бабичевых. Племянница кн. Семена Ив., к-на Аграфена Федоровна Б. была за рязанским князем Иваном Васильевичем. Двоюродная сестра ее, дочь кн. Константина Ивановича княжна Анна Константиновна, была женой кн. Дмитрия Федоровича Воротынского, воеводы Ивана III. Сын Василия Ив. - Юрий Васильевич (Бабич и Бабичев) был в 1496 г. наместником москов. в Пскове, продолжатель рода кн. Бабичевых в России. Его правнуки служили при царе Алексее Михайловиче, а правнуком одного из них был писатель времен Екатерины II, прокурор в Симбирске, кн. Дмитрий Григорьевич. Он был членом "Вольного экономического общества" и кроме участия в трудах его, оставил комедию в 5-ти действиях "Училище Дружества" (СПб., 1776 г.), умер без потомства. Младший его племянник - подполковник Иван Иванович Б. ум. тоже без потомства 22 апр. 1815 года. Ср. Петров, "Ист. род. рус. двор." (45 - 46).

Волынские (Галич (Гал. Юж.)). Первоначально названные племена на В. жили самостоятельно, отдельными общинами, но со времени возвышения Киева стали подпадать его власти. Во второй оловине Х века В. область была обращена в Волынское княжество, первым его князем был Олег Святославич. Из сыновей Владимира Св. в нем сидело двое: Всеволод - во Владимире-Волынском, а Святослав - в земле древлянской, при них была учреждена во Владимире-Волынском епископская кафедра, подчиненная киевскому митрополиту. По разделу Ярослава В. досталась Игорю, а после перехода его на смоленский престол - Ростиславу Владимировичу, внуку Ярослава Мудрого, вскоре удалившемуся в Тмутаракань. Затем она переходила из рук в руки (см. Ярополк Изяславович, Давид Игоревич, Ярослав Святославович), а в 1117 г. была занята Владимиром Мономахом, в потомстве которого оставалась до пресечения южной владетельной его ветви. Роман Мстиславович (1172-1205) присоединил к В. еще Галицкое княжество. После его смерти начались смуты в Галиче, отразившиеся и на В., и только в 1229 г. окончательно утвердились его сыновья: Даниил в Галиче, а Василько на В. При них В. подверглась разграблению со стороны татар (1237-38 гг.). Единение Волынской и Галицкой Руси не прекращалось и после смерти Романовичей, при Льве Даниловиче, Владимире Васильковиче, Юрии Львовиче и Андрее Юрьевиче. Только после смерти Юрия Андреевича (около 1336 г.) бояре галицкие призвали на свой стол мазовецкого князя Болеслава Тройденовича, а В. (уделы Владимирский и Луцкий) отошла к Литве. По одним летописным рассказам Гедимин занял В. путем завоеваний, а по другим - при помощи брачного союза. В XIV же веке она стала подвергаться нападениям польских королей Казимира Великого и Людовика Венгерского, которые, впрочем, не имели большого успеха. Любарт Гедиминович, умирая (1386 г.), оставил княжество В. еще весьма обширным. От сына его Федора скоро В. была отнята Ягайло и передана Витовту, при котором стало проникать сюда польское влияние, от селившихся в ней поляков-католиков. После смерти Витовта (1430) польские короли стали вмешиваться в борьбу литовских князей за волынский стол. Так Свидригайло мог его занять лишь с согласия Казимира IV, а при Сигизмунде II Августе вмешательство Польши коснулось даже и общественного быта В., с распространением на нее Литовского статута. В 1569 году люблинский сейм утвердил политическое единение Литвы с Польшей. В., вместе с Подлясьем, присоединена была к Польше, под именем Волынского воеводства, с поветами Луцким, Владимирским и Кременецким. Люблинская уния, а за ней и церковная (1596) открыли доступ на Волыни полякам и католическому духовенству. Распространение унии, а потом и католичества, обошлось, однако, не без борьбы, в которой особенно прославился князь К. Острожский; энергично действовали также основанные на В. братства владимиро-волынское, луцкое и др. Казацкие восстания первых десятилетий XVII века или велись на В., или поднимали крестьянские движения в ней; и то и другое вело к еще большему угнетению православного населения. При Богдане Хмельницком В. в течение нескольких лет была ареной военных действий казаков с поляками, увлекавших и местных жителей. После присоединения Малороссии к России элементы польские и католические получают преобладание на В.; но при Екатерине II, когда Россия получила в Польше решающее влияние, и на В., дотоле спокойной, вновь поднимаются противники католицизма и обращаются за помощью к России. По второму разделу Польши (1793) Россия получила восточную часть В., из которой была образована Изяславская губерния. По третьему разделу (1795) к России отошла и западная часть В.; в то же время изменила свои пределы и даже название губерния, переименованная в Волынскую. Павел I вернул почти всех изгнанных из В. поляков, возвратил им их имения, и восстановил в значительной степени права и привилегии как польского дворянства, так и духовенства. И при Александре I польскому элементу по-прежнему предоставлялось главное место в управлении. Среди польских деятелей этого времени особенно известен волынский помещик граф Фаддей Чацкий, назначенный "главным визитатором училищ Киевской, Волынской и Подольской губерний".

Друцкие (Галич (Гал. Юж.)). Есть две версии о происхождении данной отрасли. Приведём тут обе. Первая - русский княжеский род, происходящий, по всей вероятности, от кн. полоцких и принявший имя от Друцка. Кн. Иван Д. упоминается в числе воевод, высланных Иваном Калитою против кн. смоленского (1340). Князь Димитрий Д. был воеводою в войске Кейстута в походе против Москвы (1372). Непосредственный родоначальник ныне существующих кн. Д., кн. Дмитрий Юрьевич Д., выехал из Литвы в Москву в 1508 г. Род кн. Д. внесен в V часть родословной кн. Московской и Тульской губ. В XV в. род Д. разделился на несколько ветвей, принявших придаточные прозвища Соколинских, Прихабских, Виденицких, Любчевских, Горских, Озерецких, Подбереских, Багриновских от названия имений, которыми они владели, и изменивших фамилии в Одынцевичей, Коноплей, Путятиных, Бабичевых от прозвищ родоначальников отдельных ветвей.

Вторая, кажется нам более достоверной, поэтому в базе данных приведена именно вторая версия. Княжеский род, происходящий от князей галицко-волынских. Потомок Рюрика в XIV колене князь Михаил Романович, получил от своего отца князя новогрудского и слонимского Романа Данииловича в удел город Друцк. Он стал родоначальником князей Друцких. Впоследствие его потомки стали родоначальниками княжеских родов Бабичевых, Путятиных, Озерецких, Друцких-Соколинских, Горских, Подбережских и ряда других.

Друцике-Любчевские(Гал. Юж.). Польско-литовский княжеский род русского происхождения, отрасль князей Друцких. Князь Григорий Семенович Друцкий (XVIII колено от Рюрика), в 1422 г. подписал договор Великого княжества Литовского с Орденом вместе с братьями. Его сын, князь Василий Григорьевич, от брака с дочерью киевского воеводы Юрши оставил двух сыновей - князя Богдана и князя Романа. Первый из них по завещанию тетки, сестры матери в 1488 г. получил имение Любче с приселками в Луцком повете (уезде). После смерти бездетного князя Богдана Васильевича король Александр в 1500 г. подтвердил его брату, князю Роману Васильевичу все привилеи на Любче. Князь Роман и стал родоначальником ветви князей Друцких, получившей дополнительное наименование - Любецкие. В первой половине XVI в. они также именовались князьями,Видиницкими (по имению Видиниче, расположенному там же).

Друцкие-Соколинские (Галич (Гал. Юж.)). Русско-литовский княжеский род, отрасль князей Друцких. Их родоначальник князь Семен Федорович Друцкий-Бабич, принял фамилию от местечка Сокольни в Витебской земле, которым владел совместно с братом князем Федором Федоровичем по прозвищу Конопля (родоначальником угасшего рода князей Конопля-Соколинских). Князь Семен Федорович оставил четырех сыновей: князей Юрия, Василия, Ивана и Андрея.Один из них- князь Иван (ум. ок. 1524), оставил только дочь, княжну Ганку, вышедшую замуж за князя Масальского. От остальных сыновей пошли три ветви рода князей Друцких-Соколинских.

Заславские (Галиц.) - русско-литовские княжеские роды. Первый из них происходит от сына вел. князя литовского Гедимина-Евнута, который, лишившись великокняжеского престола, получил в удел Заслав (в воеводстве Минском). Праправнук его, кн. Михайло Иванович З., женившись на княжне Мстиславской, принял это имя и был родоначальником князей Мстиславских. Второй род З. - отрасль князей Острожских. Сын кн. Василья Феодоровича Острожского, Юрий, получил имение Заслав, от которого принял фамилию, в конце XV века. Этот род пресекся в 1673 году, и все наследство Острожских и З. перешло по женской линии к Любомирским.

Острожские (Галич (Гал. Юж.)) - знаменитый западнорусский княжеский род. Происхождение его не установлено с точностью и вопрос о родоначальнике их решается различно. Польские геральдисты прежнего времени производили эту фамилию от Романа Галицкого (теперь это мнение почти оставлено). Более распространенным в настоящее время является мнение Максимовича, который, на основании помянника Киево-Печерского монастыря, считает О. отраслью князей Пинских и Туровских. Радзиминский считает О. потомством одного из тех норманнских конунгов, которые прибыли с Рюриком. Некоторые, наконец, считают О. простым шляхетским разбогатевшим родом.

Первым исторически известным князем О. был Даниил, участвовавший в восстании 1341 г. против короля Казимира. Сын его Феодор, староста луцкий, первый положил прочное основание земельному богатству фамилии. Ягайло в 1386 г. подтвердил его права на Острог и, сверх того, дал ему города Корец и Заслав со многими селами, а Витовт в 1396 г. еще увеличил область его владений. Во время борьбы Витовта с Свидригайло за Волынь Феодор стал на сторону последнего и в 1420 г. освободил его из заключения в Кременецком замке. После смерти Феодор употребил все усилия, чтобы возвести на престол Свидригайло, нанес полякам целый ряд поражений и отнял у них Подолию и Волынь. Перед смертью (после 1441 г.) принял пострижение в Киево-Печерском монастыре с именем Феодосия и впоследствии причтен к лику святых (память 28 августа). Сын его Василий Красный († в 1461 г.) разделил свои владения между двумя своими сыновьями, из которых старший, Георгий (Юрий), получил город Заслав и стал родоначальником князей Заславских (см. Заславские, пресеклись в 1673 г.), а младший, Иван, продолжал владеть Острогом. Сын последнего Константин (род. около 1460-63, умер в 1530 г.), староста брацлавский и винницкий, гетман наивысший литовский, воевода трокский, проявил незаурядный талант полководца; летописцы упоминают о шестидесяти сражениях, в которых он остался победителем. Он выработал особую систему войны с татарами, нападая на них в то время, когда они, обремененные добычей, возвращались домой - и всегда выигрывал битву. Немало также воевал О. против Москвы. В битве при реке Ведроше (1500) О. был ранен и взят в плен; его увезли в Вологду и стали принуждать к вступлению на московскую службу. В 1506 г. он выразил согласие принять московское подданство, за что получил сан боярина и дал обычную заручную запись на верность Москве; но, освободившись этим от надзора, О. в 1507 г. бежал на родину и вновь принял деятельное участие в войне Литвы с Москвой. Русские летописцы никак не могли простить О. этого поступка и постоянно называют его "врагом Божиим" и другими нелестными эпитетами. Крупные военные заслуги, особенно оршанская победа (1513 г.), расположили в его пользу короля. Два раза О. был почтен триумфом; ему было пожаловано много земель. Своим влиянием О. пользовался в интересах русского населения и православной церкви; он устроил много новых церквей (две в самой Вильне) и обителей, способствовал созыву собора 1509-10 гг. Благодаря заступничеству О., православная иерархия и паства наслаждались полным спокойствием, так что его эпоху можно назвать золотым веком западнорусского православия. Король поручал ему разбор споров между русскими владельцами, и беспристрастие О. навсегда закрепило за ним симпатии единоплеменной массы. Литовские и польские летописцы единогласно дают о нем самый восторженный отзыв; легат Пизон признавал в нем единственный недостаток - что он "схизматик". В частной жизни он оставался скромным шляхтичем. Его сын Константин Константинович, кн. Острожский - малорусский магнат, киевский воевода, покровитель просвещения, род. в 1526 г. Получил хорошее по тому времени образование, в православном духе. Обладал громадным богатством; владения его находились в Подолии, Галиции и на Волыни. До 300 городов и несколько тысяч сел составляли его собственность. Жил очень роскошно и отличался большим гостеприимством. Знаменитость кн. К. основана на его ревностной защите православия во время введения унии и в особенности на его заботливости о развитии просвещения, что выразилось в издании книг, учреждении школ и покровительстве малорусским ученым. Кн. К. К. принимал деятельное участие в церковном соборе в Бресте в 1596 г. Для поддержания православия он учредил в Остроге училище, затем устроил две типографии, в Остроге и в Дермани; в 1580 г. напечатал библию, что имело очень важное значение в истории просвещения и письменности; оказывал поддержку ученому львовскому священнику Василию, составившему книгу "О единой вере", и Христофору Бронскому, составившему обширное сочинение против унии - "Апокрисис". Кн. К. состоял в переписке с кн. Курбским, со львовским братством и др. ревнителями православия. Его постигли тяжелые семейные утраты: два старших сына перешли в католицизм, младший был отравлен слугой, любимая племянница сошла с ума. Умер в 1608 г. Ср. "Акты южн. и зап. России" (I - II); Соловьев, "История России" (т. X, гл. I); Максимович, "Сочин." (I); Костомаров, "Ист. монографии" (т. III, ст. о южной Руси XVI в.); "Киевский народный календарь на 1881 г." (ст. Адрияшева); "Киевская Старина" (1883, № 11; 1885, № 7 и 1882, № 10). Н. Сумцов.Сын последнего, Януш (1554-1620), воевода волынский, каштелян краковский; воспитан был в латышско-польском духе и принял католичество. Сыновей у него не осталось; после смерти дочери его, Анны-Алоизы, в замужестве Ходкевич, имения князей О. перешли к князьям Заславским, а по пресечении этого рода - к Сангушкам. В эпоху процветания фамилии О. были самыми богатыми и могущественными владельцами Литвы; в их владении состояли 24 города, 10 местечек и несколько сот сел; годовой доход их достигал 2 млн. руб. в ценах начала XX века.

Схизма - т. е. раскол. В Новом Завете это слово обозначает всякие церковные разделения и распри, но позднее С. стало называться лишь такое разделение в лоне церкви, которое не касается догматов. Этим С. и отличается от ереси. В словоупотреблении римско-католич. церкви схизматиками называются лица, отпавшие от церковного единства, но оставшиеся правоверными в догматическом отношении; а так как церковное единство поддерживается папою, то под схизматиками разумеются главным образом восточные христиане (православные). В средние века именем С. назывались случаи двойных или тройных выборов в папы. Самою замечательною из таких схизм был великий раскол католической церкви в конце XIV и начале XV в.

Литература о князьях О. очень богата, но цельного исследования нет.Документы фамильного архива князей О., перевезенного из Острога в Заслав, а оттуда в местечко Славуту (резиденция Сангушек), печатаются под заглавием: "Archiwum ksiazat Lubartowiczow-Sanguszkow w Stawucie" (Львов, I-III, 1887-90). См. еще Stebelski, "Zywoty S. S. Eufrozyny i Paraskewy z genealogia ks. О." (Вильно, 1781-83); Rulikowski i Radziminski, "Kniaziowie i Szlachta" (Львов, 1880, 2 вып.); Шараневич, "О первых князьях О." ("Галичанин", сборник, 1863); M. А. Максимович, "Письма о князьях О." ("Собрание сочинений", т. I, 1876); А. Ярушевич, "Ревнитель православия, князь Константин Ив. О., и православная литовская Русь в его время" (Смоленск, 1897).

Back to Top
Back to Top